Замена тормозной жидкости: Почему это важно и как это сделать самому

Безопасность на дороге зависит от исправности тормозной системы вашего автомобиля. Регулярная замена тормозной жидкости помогает избежать серьезных поломок и обеспечить эффективную работу тормозов.

Тормозная жидкость — это специальный состав, заполняющий гидравлическую систему автомобильных тормозов. Она передает давление, создаваемое при нажатии на педаль тормоза, на тормозные механизмы, такие как барабаны или диски. Основная функция тормозной жидкости заключается в создании силы трения, необходимой для безопасной остановки автомобиля.

Тормозная жидкость отличается от обычных жидкостей тем, что она несжимаема, устойчива к высоким и низким температурам, не окисляет металлические детали системы и не приводит к их износу. Это обеспечивает надежность и долговечность тормозной системы.

При выборе тормозной жидкости важно учитывать её тип и соответствие рекомендациям производителя автомобиля. Наиболее распространенной классификацией является американская система DOT (Department of Transportation), выделяющая несколько типов:

  • DOT 3: Основной компонент — гликоль, с добавлением присадок-модификаторов. Имеет начальную температуру кипения около 205°C, но с ухудшением качества из-за влаги она может снизиться до 145°C. DOT 3 подходит для старых автомобилей с обычными тормозами, но на современных моделях с ABS рекомендуется использовать более совершенные варианты.
  • DOT 4 и DOT 5.1: Оба состава основаны на гликоле с улучшенными присадками. DOT 4 начинает кипеть при 230°C, а DOT 5.1 — при 260°C, что делает их подходящими для автомобилей с высокими температурными нагрузками, включая спортивные модели. DOT 4 считается наиболее универсальным выбором среди этих классов.
  • DOT 5: Основной компонент — силикон, с температурой кипения около 250°C. Отличается от предыдущих классов тем, что не агрессивно воздействует на ЛКП и полимерные детали, но имеет высокую стоимость и рассчитан на специфическое применение.

Как заменить тормозную жидкость?

Процесс замены тормозной жидкости требует точности и соблюдения определенных шагов:

  • Убедитесь, что автомобиль находится на ровной поверхности, и двигатель выключен. Откройте капот и найдите резервуар для тормозной жидкости.
  • С помощью специального насоса или шприца удалите старую жидкость из резервуара.
  • Заправьте систему новой тормозной жидкостью, начиная с ближайшего к тормозному механизму колеса и двигаясь к самому дальнему. Убедитесь, что уровень жидкости в бачке не опускается ниже минимальной отметки.
  • Прокачайте тормозную систему, чтобы удалить из неё воздух и обеспечить правильное давление в системе. Это можно сделать с помощью специальной прокачивающей машины или при помощи помощника, нажимающего на педаль тормоза.
  • Проверьте уровень тормозной жидкости в бачке и убедитесь, что нет утечек или проблем с системой.

Как проверить состояние тормозной жидкости?

Признаки, указывающие на необходимость замены тормозной жидкости, могут быть различными:

Изменение цвета: Изначально тормозная жидкость имеет желтоватый оттенок. Постепенно она может темнеть из-за окислительных процессов. Потемнение до коричневого или черного цвета является серьезным признаком, что состав израсходован и требует замены.

Наличие осадка: Если в тормозной жидкости появляются видимые осадки или она теряет прозрачность, это может свидетельствовать о её загрязнении и необходимости замены.

Расслоение: Если состав начинает разделяться на слои разной плотности, это говорит о его деградации и непригодности для использования.

Насыщение влагой: Влага, попадающая в тормозную жидкость через резервуар или при эксплуатации, снижает её эффективность. Высокое содержание воды (более 3%) может вызвать коррозию металлических компонентов системы и снизить температуру кипения жидкости, что ухудшает её работоспособность.

Зачем нужно менять тормозную жидкость?

Замена тормозной жидкости регулярно рекомендуется производителями автомобилей по следующим причинам:

Предотвращение коррозии: Влага в жидкости способствует окислению металлических деталей тормозной системы, что может привести к их поломке и повреждению.

Сохранение эффективности тормозов: С увеличением влаги в составе тормозная жидкость начинает быстрее кипеть при высоких температурах, что приводит к образованию воздушных пузырей в системе и ухудшает передачу давления, что в свою очередь снижает эффективность торможения.

Предотвращение поломок: Загрязнение тормозной жидкости может привести к засорению тормозных магистралей и трубок, что усложняет их проходимость и может привести к поломке тормозной системы.

Как слить тормозную жидкость?

Перед началом процесса убедитесь, что у вас под рукой все необходимые инструменты и материалы:

  • Комплект ключей (обычно требуется 10-12 мм для штуцеров).
  • Емкость для сбора отработанной тормозной жидкости.
  • Шприц или специализированный насос для откачки жидкости (опционально, но упрощает процесс).
  • Новая тормозная жидкость соответствующего типа и стандарта (например, DOT 3, DOT 4 или DOT 5.1).
  • Ткань или тряпки для протирки и защиты от брызг.
  • Шланг для слива тормозной жидкости (желательно, чтобы он был прозрачным для лучшей видимости процесса).
  • Поднимите автомобиль на подходящие уровни для доступа к колесам и тормозным механизмам. Используйте подставки под колеса для обеспечения безопасности.
  • Убедитесь, что автомобиль находится в безопасном и устойчивом положении, чтобы предотвратить его движение в процессе работы.
  • Откройте капот и найдите бачок для тормозной жидкости. Он расположен рядом с главным тормозным цилиндром.
  • Снимите колеса с транспортного средства, чтобы получить доступ к тормозным суппортам и шлангам.
  • На каждом тормозном суппорте найдите штуцер для слива тормозной жидкости, он находится сзади суппорта и имеет заглушку.
  • Очистите окружающую область от грязи и пыли, чтобы предотвратить попадание их в систему тормозов во время слива.
  • Снимите полимерный колпачок с клапана штуцера.
  • Закрепите один конец полимерного гибкого шланга на штуцере слива. Другой конец поместите в подготовленную емкость для сбора отработанной тормозной жидкости.
  • Слегка откройте штуцер слива. Откачайте старую тормозную жидкость до тех пор, пока поток не станет равномерным и не появится признаки нового состава.
  • Будет полезно использовать шприц или насос для точного и безопасного слива жидкости.
  • После полного слива старой жидкости вставьте новый шланг в штуцер.
  • Попросите помощника нажать на педаль тормоза несколько раз для создания давления в системе. Это поможет вытеснить остатки старой жидкости из трубок.
  • Проверьте уровень новой тормозной жидкости в расширительном бачке. Добавьте новую жидкость до максимальной отметки.
  • Повторите процесс слива и прокачки для каждого колеса автомобиля, начиная с того, что находится дальше от главного тормозного цилиндра.
  • Установите колеса на автомобиль и надежно закрепите их.
  • Закройте капот и убедитесь, что все электрические провода, отключенные на первом этапе, снова подключены.

Важные рекомендации

  • Не смешивайте различные типы тормозной жидкости. Это может негативно сказаться на работе тормозной системы.
  • Регулярно проверяйте состояние и уровень тормозной жидкости, чтобы своевременно выявить необходимость замены.
  • Следуйте рекомендациям производителя автомобиля относительно частоты замены тормозной жидкости и используемого типа.

Следуя этим шагам и рекомендациям, вы сможете успешно выполнить слив старой тормозной жидкости и заменить её новой, обеспечив тем самым безопасность и надежность работы тормозной системы вашего автомобиля.

Напишите комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *